Бастион

"Бастион" - это курсы спецподготовки журналистов, работающих в экстремальных условиях и горячих точках.

Северный Кавказ формирует свое гражданское общество

11.12.2013

К проведению митинга организаторов подтолкнули «исламофобия и кавказофобия», царящие в России, а их лозунгами, возможно, станут «Хватит наезжать на Кавказ!», «У преступности нет национальности» и «Россия — тюрьма(зачеркнуто) дом народов!». Более того, по мнению организаторов митинга, препятствие развитию ислама в России грозит вылиться в массовые протесты в Москве. Действительно, никто не будет спорить, что по отношению к выходцам с Северного Кавказа существует целый ряд предубеждений, которые заведомо ограничивают их возможности в социализации. Правда, здесь нужно отметить, что национализм стал частью негласной идеологии правящего режима, а значит, свойственен Северному Кавказу ничуть не меньше, чем остальной России.
 
С конца 1980-х годов по экономическим и социально-политическим причинам начался гигантский отток русского населения с Северного Кавказа, в XXI веке он превратился в настоящий исход русских. Особенное внимание следует обратить на Чечню и Ингушетию, в которых исход принял необратимый характер — в период с 2002 по 2010 гг. русское население сократилось в Чечне на 40% (с 40 тыс. чел. до 24 тыс. чел.), а в Ингушетии на 47% (с 6,5 тыс. чел. до 3,5 тыс. чел.). За тот же период в Дагестане русское население сократилось на 14%, в Северной Осетии на 11%, в Кабардино-Балкарии на 15%, исключением являются только Карачаево-Черкесия, где русское население выросло на 2%, и Ставропольский край, где численность русского большинства вообще не изменилась. Таким образом, можно прогнозировать, что к середине XXI века русские на Северном Кавказе будут представлены незначительным меньшинством или исчезнут вовсе.
 
В то же время именно русские влияют на формирование общероссийских культурных ценностей и подержание общероссийского самосознания. Но системный кризис, охвативший Российскую Федерацию после развала СССР, привел среди прочего, к утрате русской культурой своего универсального характера и авторитета на Северном Кавказе, а из-за тотального сокращения русского населения значимость общероссийских культурных ценностей и символов снизилась еще больше.
 
Социально-экономический катаклизм, который с начала 1990-х годов и не думал отступать в этом регионе, и политика поощрения клерикализации северокавказского общества, которая фактически до сих пор проводится российским руководством, предопределили фундаментальный сдвиг в культурно-цивилизационном развитии Северного Кавказа. Религиозная пропаганда, направленная в первую очередь на молодежь, вместе с приобщением их к основам веры, к исламской культуре, нравственности, одновременно формирует догматический стиль мышления, авторитарно-консервативные, традиционалистские стратегии социального поведения. Подобные установки сознания во многом закрепляют деградацию северокавказского общества, становятся шлагбаумом на пути реальных социально-политических преобразований. В результате Северный Кавказ уверенно дрейфует в сторону худших практик исламской цивилизации, все больше теряя точки соприкосновения с общероссийским культурным кодом.
 
Тем не менее, на данный момент Северный Кавказ является частью Российской Федерации, а значит, не может игнорировать Конституцию и федеральные законы России. Здесь-то и заложен более или менее латентный конфликт интересов. Доминирующие в северокавказском обществе тенденции не совместимы с вектором развития остальной части России. То есть, когда на повестку дня организаторы митинга на Манежной площади планируют выдвинуть борьбу с запретом на ношение хиджабов в школах, препятствия в строительстве мечетей и аресты мусульманских активистов, вполне логичным представляется вывод о том, что Северный Кавказ стремится законодательно закрепить свой особый цивилизационный выбор в рамках Российской Федерации.
 
На мой взгляд, современная ситуация на Северном Кавказе подсказывает только один реальный путь выхода из кризиса — переход от мультикультурализма к интернационализму. В данном случае это предполагает формирование единого пространства России и Северного Кавказа, когда различия неизбежно должны уйти на второй план. Если идеология и практика мультикультурализма обусловили обособленность северокавказского социума, отгородив его от остальной России, то интернационализм должен способствовать росту значимости социокультурной идентичности, обеспечивающей единство многонационального народа России.
 
#вп
 
Источник: Эхо Москвы