Бастион

"Бастион" - это курсы спецподготовки журналистов, работающих в экстремальных условиях и горячих точках.

С чего начинаются «Родина» и Родина, или Что делать с национальной идеей

06.12.2012

В самом деле, если мы вспомним недавние выборы в США, Великобритании, Франции, заявления новых лидеров Китая, то увидим – все участники политического процесса рьяно соревнуются в изъявлении массам своих патриотических чувств. Там трудно представить, чтобы какой-либо политик любого уровня публично обозвал свою страну «Америкашкой», «Бриташкой» или «Французяшкой». Только у нас Ксения Собчак может назвать свою страну «Рашкой», а ее жителей – «поросятами». Мадемуазель сама не заметила, что ее запись в «Твиттере» – невольная контаминация известного старшему поколению выражения «руссиш швайн», которое было распространено среди немецких оккупантов. И что интересно, мало кто из соратников по оппозиции одернул свою коллегу. Неужто согласны?..

Но есть и обратная сторона той же медали – пресловутый казенный патриотизм. У меня вызывает сомнение появившееся в СМИ сообщение об инициативе, что начинать процесс патриотического воспитания надо чуть ли не с пеленок. Я бы посоветовал авторам таких инициатив приехать в Петербург и в субботу, воскресенье побывать в музеях – Русском, Этнографическом, Артиллерийском, Суворова… Множество мам и пап с детишками лет пяти-семи увлеченно впитывают знания о своей стране – ее истории и культуре. Думаю, в таких семьях и воспитываются подлинные будущие патриоты России.

А о том, как вовлекать людей в размышления о своей стране и об отношении к ней, я задумался, посмотрев самый популярный американский телесериал, который так и называется – «Родина». Этот сериал видели миллионы американцев, он получил чуть не весь набор премий «Эмми» – за сценарий, режиссуру, лучшие актерские работы. На мой вкус, «Родина» – произведение людей, играющих в «высшей лиге» мирового кино и телевидения. Формально он посвящен борьбе с терроризмом. Но по сути это история предательства.

В центре сюжета – история морского пехотинца: он со своим напарником попал в плен в Афганистане, провел восемь лет в зиндане, стал свидетелем казни товарища, но случайно был освобожден, возвращен в США и превратился в национального героя. На него обращают внимание опытные политтехнологи – и вот герой-морпех в одном шаге от того, чтобы избраться в конгресс и сделать блестящую политическую карьеру. Лишь одна молодая женщина – аналитик ЦРУ убеждена в том, что герой Америки завербован «Аль-Каидой». По иронии судьбы она сама попадает под чары всеобщего любимца и оказывается с ним в одной постели.

Не стану подробно пересказывать все перипетии сюжета. Добавлю только, что обоих бравых морпехов (второму тоже удалось выжить) и вправду завербовали террористы. И только чудо помешало главному герою совершить мощный теракт – взорвать на себе пояс шахида, уничтожив при этом все высшее военно-политическое руководство Америки. ЦРУ и ФБР показаны в сериале как механизмы чудовищной бюрократии, которые доводят главную героиню до психушки, где ей делают операцию по уничтожению памяти.

Самое же интересное – в рассказе о причинах предательства и вербовки. Перед тем как совершить теракт, главный герой записывает телеобращение, в котором обвиняет американское руководство в гибели десятков безвинных детей. Перелом в его сознании происходит тогда, когда он понимает: удар ракетами с самолета-беспилотника по школе, где проходили занятия, был нанесен совершенно осознанно – в надежде уничтожить лидеров исламских террористов. Тогда он и принимает решение отомстить.

Отомстить во имя… Америки, ее свобод и ее ценностей!

Перед взрывом он отвозит своих детей под Геттисберг – место, где когда-то произошло решающее сражение между армиями северян и южан. И рассказывает детям об американских борцах за свободу. Удивительно, но история этого предателя оборачивается гимном Америке, ее истории, ее рядовым людям.

Параллельно мы следим за судьбой молодой американки – дочери крупнейшего нефтяного магната: она вступила в ряды террористов после того, как познакомилась с той нищетой, в которой живет Ближний Восток, поняла, что означает политика и нефтяных компаний, и арабских шейхов, совершенно равнодушных к судьбам людей.

В сериале «Родина» никого не обличают, не рисуют карикатуры, он сделан действительно талантливыми людьми. И я порадовался за мастеров, заслуженно получивших свои награды. Но и огорчился: все попытки в наших условиях создать «патриотические» фильмы и телесериалы оставляли после себя довольно жалкое впечатление. Может, потому, что они отражали не столько нашу реальность, сколько представление о ней в головах заказчиков? А значит, и не вызывали зрительского доверия.

Истина проста: патриотизм не может существовать вне правды о самих себе и вне доверия к самим себе. Будет это – будет и Родина. Без кавычек. И не американская, а наша.