Бастион

"Бастион" - это курсы спецподготовки журналистов, работающих в экстремальных условиях и горячих точках.

Патриарх Кирилл выступил с шестью тезисами

30.11.2012

 

ПЕРВОЕ - НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ ПОСТ-СЕКУЛЯРНОГО ОБЩЕСТВА.
"Что же мы видим сегодня, в начале XXI века, когда кажется, что наука и порожденные ею технологии окончательно победили и проникли во все поры нашей жизни? Мы видим совсем другую картину: религиозная вера не только не умерла, но возрождается. Вера живет и занимает важнейшее место в жизни людей разного уровня образования, разного социального положения, разных возрастов, разной этнической и культурной принадлежности. Число таких людей неуклонно растет — и в нашей стране, и в других странах, переживших секуляризацию разных типов, и прежде всего секуляризацию атеистического типа. Это очень важно понять. Иначе мы будем оставаться в плену устаревших идеологических представлений и не сможем видеть реальность такой, какая она есть.
Религиозность — это не удел кучки маргиналов, это социологический факт. К религии, к Церкви сегодня обращаются миллионы людей в поиске ответов на мировоззренческие и духовные вопросы, углубляясь в свою национальную и культурную традицию и стремясь обрести, в том числе, нравственную основу, смысл жизни. [...] Некоторые исследователи называют эту новую эпоху пост-секулярной, имея в виду, что жесткий и агрессивный секуляризм утрачивает доминирующие позиции в общественной и культурной жизни".
 
Спорить с этим можно до хрипоты. Но факт остаётся фактом - после страшного разочарования результатами господства Науки и гордыни голого Разума всё больше и больше людей на планете - прежде всего, в России - поворачиваются к Богу и Церкви, приходя к пониманию того, что истинное познание мира возможно только в гармоничном сочетании научного и религиозного сознания.
ВТОРОЕ - НАУКА И РЕЛИГИЯ СОВМЕСТИМЫ И ДОПОЛНЯЮТ ДРУГУ ДРУГА
"Университет должен быть тем местом, где живет и развивается наука, охватывающая различные области знания. Университет призван открывать доступ к многообразию человеческого опыта, создавать возможность приобщиться к избранным сферам знания, в том числе и к религиозному знанию, выражением и изложением которого является теология. Противоречит ли это светскости, понятой не в духе агрессивного секуляризма, а в духе мировоззренческой нейтральности? Нет, не противоречит, если соблюдается принцип добровольности, если теология никому не навязывается. Соответствует ли это общественному запросу, духовным и культурным потребностям людей? Несомненно, потому что создает возможность приобщения к религиозному знанию в процессе получения высшего образования, то есть в период активного формирования личности, ее мировоззрения, в период вхождения в культурную традицию, отечественную и мировую, в которой религия занимает одно из важнейших мест".
 
Вся мировая культура стоит на основе древних религий, все ключевые смыслы и сюжеты - оттуда. Без осознания этого глубочайшего пласта нашего сознания невозможно ничего понять в истории человечества и гармонично созидать будущее. Краткий век полного секуляризма есть болезнь роста, которая не может восприниматься за нормальное состояния человеческого сообщества и человеческого сознания.
 
 
ТРЕТЬЕ - ТЕОЛОГИЯ В ВУЗАХ ЕСТЬ ПРОТИВОЯДИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ И РАДИКАЛИЗМУ
"В новой исторической ситуации, когда все большее число наших граждан обращается к религии и переживает ее значимость в личной и общественной жизни, у многих людей будет формироваться искаженная или радикальная религиозность, способная нанести огромный урон личности, государству и обществу. Мы индексируем рост такой религиозности — и не только в исламском, но и в православном сообществе.
Нам надо осознать очень важную вещь: теология в вузе — это не экзотическая образовательная дисциплина, не прихоть каких-то представителей Церкви, не попытка вторгнуться в чужое пространство, чтобы навязывать религиозное мировоззрение и чинить препятствия в преподавании традиционных научных дисциплин. Теология в вузах — это культурный императив для общества, которое долгое время было практически отчуждено от религии как особой сферы человеческого бытия.
Теология в высшей школе, то есть на высоком академическом уровне, соответствующем научному уровню гуманитарных и общественных дисциплин, — это и противоядие от распространения в обществе религиозного радикализма, который обычно развивается спонтанно, бесконтрольно и способен охватывать массы людей".
 
Понятно, что с террористами нужно бороться не столько физически, сколько духовно. Главная причина появления религиозных фанатиков отнюдь не в распространении религии, а в её извращённом использовании абсолютно антирелигиозными силами, которые искажают традиционные ценности до их антипода и эти примитивные разрушительные установки вкладывают в мозги будущим ваххабитам и прочим террористам. Таким образом, религия подменяется симулякром, который призван утянуть человечество в "новое средневековье" - в мир жестокости и насилия.
 
Теология в вузах, широкое проникновение церковных традиционных умеренных постулатов в общество и среди самого широкого круга людей, сознание которых после экспериментов XX века крайне раздроблено и примитивизировано, - единственный способ на идеологическом уровне противостоять терроризму как социальной болезни современного мира. Тем самым мы не просто уничтожаем отдельных представителей терроризма, но убираем из-под него ценностно-смысловую почву.
 
 
ЧЕТВЕРТОЕ - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПАРТНЁРСТВЕ ЦЕРКВИ И НАУКИ
"Речь никоим образом не идет о вмешательстве церковной власти в светский процесс образования. Речь идет о социальном партнерстве Церкви и образовательных учреждений, о взаимодействии и сотрудничестве, направленном на поддержку теологического образования. Такая поддержка — дело одновременно и церковное, и общественное, и культурное. Объединение ресурсов вузов и церковных (епархиальных) структур должно служить общему делу восполнения богословской составляющей в отечественной культуре, науке и образовании. Без такого восполнения трудно говорить и о сохранении исторической преемственности нашей культуры, и о восстановлении культурного универсума в науке и образовании".
 
Невозможно говорить о каком-то восстановлении России и возрождении русской культуры в отрыве от православных ценностей и того христианского базиса, который собственно и создавал эту культуру. Во многом эта иллюзия и подорвала советский проект XX века. Он подорвёт и любую, даже самую распрекрасную модернизацию новой России в XXI веке, если не будет использованы и привлечены духовные знания Церкви и основанные на ней традиционные ценности. Одной технологией и энтузиазмом ничего не добьёшься, современные люди это прекрасно усвоили на примере предыдущих попыток. Более того, сам научный подход к познанию после бурного, но кратковременного развития в самом начале своего отдельного пути, пришёл к стагнации и даже деградации - во многом из-за отсутствия глубины и перспективы, которые невозможны без сочетания с религиозным подходом к познанию мира.
 
 
ПЯТОЕ - СВЕТСКОСТЬ НЕ ЕСТЬ АТЕИЗМ
"Еще раз хочу подчеркнуть, что нам необходимо достичь общественного консенсуса в понимании светскости. Что такое светскость государства? Что такое светскость образования? Конституционной нормой является светский характер государственной и муниципальной школы, то есть отсутствие обязательной для всех идеологии. Однако Основной закон не дает толкования этого фундаментального принципа.
Надо понять главное: нельзя смешивать идеологию секуляризма и светскость как идеологическую и мировоззренческую нейтральность. Нельзя рассматривать атеизм как общий знаменатель всех мировоззрений, в том числе религиозных. В пространстве правильно понятой светскости возможно и желательно продуктивное взаимодействие государства, общества и религиозных конфессий в различных областях, в том числе в сфере образования".
 
Отделение Церкви от государства и общества отнюдь не подразумевает запрета на сотрудничество и партнёрство Церкви с государством, на сближение людей с Церковью, на совмещение религиозного и научного знания. Искусственная подмена светскости, которую сама Церковь не оспаривает и не собирается нарушать, агрессивным и примитивным атеизмом имеет целью не допустить создания духовной и нравственной защиты людей перед разрушительным натиском безнравственности и ценностной деградации. Слом всех традиционных защитных механизмов должен привести архитекторов нового мирового порядка к более лёгкому управлению атомизированной массой безродных и безнравственных человеческих существ. Только религия при взаимном сотрудничестве с государством и научными и образовательными учреждениями способна противопоставить этому процессу полноценную альтернативу.
 
 
ШЕСТОЕ - ПРЕОДОЛЕНИЕ ГЛУБОКОГО КРИЗИСА НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ОБРЕТЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
"Сегодня мир переживает кризис, как уже не раз переживал на перекрестках истории. Многие общества находятся в турбулентном состоянии. Люди утрачивают прежние ориентиры. Будущее вызывает скорее беспокойство, чем уверенность в позитивном развитии. В глобальном масштабе соперничают различные мировоззрения и проекты мироустройства, в том числе и религиозные.
В этой ситуации ни одно общество, ни одна нация не выживет, если не определит стратегию своего развития. Но такая стратегия будет ненадежной, если ограничится политической или экономической сферами жизни общества. Необходима опора на фундаментальные — духовные и нравственные — ценности. Но фундаментальные духовные ценности нельзя выдумать. История минувшего века дает нам урок того, как выдуманные ценности превращались в идеологии и приводили, в конце концов, к историческим катастрофам.
Духовные ценности содержатся в традиции, в долгом историческом опыте народов, они заложены в культуру, в повседневную жизнь людей. Они связаны с духовным опытом, с опытом различения добра и зла, который лежит в основе христианской цивилизации и без которого невозможно подлинное развитие культуры и, в первую очередь, искусства. Когда общество утрачивает способность различать добро и зло, тогда наступает кризис литературы, изобразительного искусства, о чем мы все можем сегодня очень конкретно говорить на примерах многих и многих стран.
Наша общая задача состоит в том, чтобы выявить и осознать этот опыт, сформулировать систему нравственных ориентиров, суметь передать молодому поколению знания о нашей собственной духовной и культурной идентичности. К решению этой комплексной задачи должны подключиться все здоровые силы общества, включая Церковь, другие религиозные конфессии, систему духовного и светского образования. Только трудясь все вместе, мы сможем обеспечить достойное будущее нашей молодежи, нашему народу, нашей стране".