Бастион

"Бастион" - это курсы спецподготовки журналистов, работающих в экстремальных условиях и горячих точках.

... в интернете по запросу «Дагестан» выдают информацию о взрывах, обстрелах, терактах ...

16.10.2013

Внутренний имидж

Государственные дагестанские СМИ сегодня, мягко говоря, находятся в плачевном состоянии. Можно ли назвать те же государственные газеты источниками, которые вызывают доверие и интерес читателя? Ответить можно было бы утвердительно, но популярность госгазет с каждым годом падает. Причины известны: «беззубость», цензура, постоянное вмешательство со стороны учредителей. Какие бы хорошие специалисты там ни работали, определяющим фактором будет контент и ее подача.

По местным госканалам — в основном сплошные заседания из Белого Дома и передачи про президента Рамазана Абдулатипова и работу правительства. Невольно представляется, что ты оказался в каком-то тоталитарном обществе.

Проблема дагестанских государственных СМИ и в том, что вроде бы они должны работать на улучшение внутреннего имиджа республики, власти, а на деле обслуживают чиновничий аппарат. Да и это делают весьма топорно, а иногда даже с неприкрытым лизоблюдством.

Расследования, критическая аналитика, злободневные репортажи — это все встречается только в независимых газетах, с которыми у администрации президента, как обычно, складываются натянутые отношения.

И если дагестанские государственные СМИ как площадка для внутреннего и тем более внешнего позиционирования успехов республики не совсем подходят, то можно прибегнуть к общероссийским масс-медиа.

В частности, различные российские регионы выкупают полосы в центральных изданиях под специализированные рубрики. Дагестан может последовать их примеру и в том же «Коммерсанте» или же «Аргументах и фактах» практиковать ежемесячную рубрику об экономических и социальных достижениях республики. Есть много разных приемов, как это сделать, чтобы не выглядело рекламой. Например, дать высказаться экспертам по Дагестану о плюсах региона.

Пресс-туры и форумы

Если проанализировать, в каких случаях о Дагестане писали в российских СМИ с положительной стороны, то можно понять, какие рычаги есть у республики для улучшения своего выгодного позиционирования.

Дагестанское министерство по делам печати несколько раз проводило пресс-туры. Журналисты самых разных изданий посещали туристические места, достопримечательности и строящиеся объекты. У них была возможность и немного откланяться от расписания министерства и поговорить с простыми людьми, оппозиционно настроенными общественниками, правозащитниками, журналистами. После пресс-туров в самых разных российских изданиях выходили публикации про Дагестан, и редко какая статья бывала негативной. Конечно, положительными тоже все публикации не назовешь, но почти все они были объективными. Пока неизвестно, будут ли в дальнейшем пресс-туры, но ясно одно: они работали на формирование положительного имиджа Дагестана.

Что касается блогерских туров, то тут есть небольшие нюансы. Аудитория дагестанских блогеров, участвующих в поездках, небольшая. И российские блогеры, приглашаемые в республику, не могут похвастаться количеством читателей. Популярные блогеры отчего-то неохотно едут в Дагестан.

Крупные выставки, форумы, конференции, проходящие в Дагестане, также освещаются российскими СМИ. Например, про выставку художницы Таус Махачевой написали ведущие информационные агентства страны, крупные газеты и уважаемые сайты, специализирующиеся на культуре. В самом Дагестане необычной выставке уделили меньшее внимание, чем аналогичным мероприятиям, которые ежемесячно проходят в республике.

Имидж лидера и звезды шоу-бизнеса

Даже ленивые пиарщики знают, что имидж региона в СМИ можно выстроить благодаря политическим лидерам. Сегодня главный политический лидер в Дагестане — Абдулатипов. Он выступает от лица Дагестана на всевозможных заседаниях и встречах. Одно из его отличий от предыдущих глав Дагестана в том, что любая речь Абдулатипова может быть разнесена на громкие цитаты. Личность президента, его плюсы, эмоциональный образ, его взгляды, высказывания — все это говорит не только о руководителе, но и о республике тоже. Ведь именно от него зависит, как будет развиваться регион.

Выходец из многодетной дагестанской семьи из небольшого высокогорного аула занимал в стране важные посты (среди дагестанцев практически нет ни одного политика, достигшего таких политических успехов, как Абдулатипов). Конечно, тут вопрос в том, как президент будет использовать свой опыт, насколько он пригодится для республики.

Кроме политического лидера, для улучшения имиджа республики можно привлекать известных дагестанцев. В республике родились не только спортсмены, но и звезды шоу-бизнеса, и актеры, и деятели культуры, и ученые. Элементарно, дает та же Жасмин интервью какому-нибудь сайту, так почему бы ей не сказать пару хороших слов в адрес республики. Заставить, конечно, ее нельзя, а вот попросить — дело нехитрое.

Также Дагестан посещают именитые артисты. Например, балерина Анастасия Волочкова, когда приезжала в Махачкалу, тепло отзывалась о республике и том, как ее приняли. Другие артисты, если и рассказывают о Дагестане, то преподносят это как что-то экстремальное. Согласитесь, подобные высказывания идут в копилку минусов региона. Потому, наверно, можно тоже министерство культуры озаботить тем, чтобы артисты российского и мирового уровня остались довольны посещением Дагестана.

Решать одновременно

Когда отдельную территорию брендируют, то обращаются к таким факторам, как история региона, экономический потенциал и др. Выгодное геополитическое расположение, прекрасные природные условия для туризма и сельского хозяйства — эти и другие плюсы Дагестана перечеркивает проблема безопасности, а также социальная неустроенность, безработица, коррупция, клановость и др.

Конечно, решить все эти вопросы разом, а потом только использовать свои плюсы в формировании имиджа неправильно, все можно и нужно делать вместе. Было бы только желание…

Закир Магомедов
Новое Дело
Источник: vk.com/dagestan_businessmen