Бастион

"Бастион" - это курсы спецподготовки журналистов, работающих в экстремальных условиях и горячих точках.

Введение в психологию экстремальных ситуаций

Введение в психологию экстремальных ситуаций

13.07.2016

Развитие медицины, военного дела, науки и техники по­зволило человечеству жить комфортнее, быть более за­щищенным - с одной стороны. С другой стороны, технические средства сами становятся источником по­вышенной опасности. Технический прогресс приводит к росту числа и масштаба катастроф. Развитие средств мас­совой информации определяет вовлечение в переживание экстремальной ситуации огромного числа людей. Начало эры техногенных катастроф ознаменовано гибелью «Тита­ника» - символа своей эпохи, роскошного трансатланти­ческого лайнера.

Человечество еще не видело такого громадного корабля. Самый большой, самый мощный, самый надежный, абсолютно, как утверждали конструк­торы, непотопляемый, он и название получил соответству­ющее - «Титаник». Спущенный на воду с Королевских верфей Великобритании, «Титаник» ушел в свое первое плавание через Атлантику - и не вернулся. Невиданная на заре индустриального века катастрофа, унесшая сотни жизней, потрясла мир. 

26 апреля 1986 г. произошло разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время — Ук­раинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных ве­ществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагае­мому количеству погибших и пострадавших от ее послед­ствий людей, так и по экономическому ущербу.

Радиоактивное облако от аварии прошло над европей­ской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60% радиоактивных осадков выпало на территории Бело­руссии. Около 200 ООО человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Несвоевременность, неполно­та и взаимные противоречия официальной информации о катастрофе породили множество независимых интерпрета­ций. Жертвами трагедии можно считать не только граждан, умерших сразу после аварии, но и жителей прилежащих областей, которые вышли на первомайскую демонстра­цию, не зная об опасности. При таком подсчете Черно­быльская катастрофа по числу пострадавших значительно превосходит атомную бомбардировку Хиросимы.

Загрузка...

Есть и противоположная точка зрения, согласно кото­рой от лучевой болезни в Чернобыле умерли 29 человек - сотрудники станции и пожарные, принявшие на себя пер­вый удар. За пределами промышленной площадки АЭС ни у кого лучевой болезни не было. Таким образом, оценки числа жертв катастрофы колеблются от десятков человек до миллионов.

Разброс в официальных оценках меньше, хотя число по­страдавших от Чернобыльской аварии можно определить лишь приблизительно. Кроме погибших работников АЭС и пожарных, к ним следует отнести заболевших военнослу­жащих и гражданских лиц, привлекавшихся к ликвидации последствий аварии, и жителей районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Определение того, какая часть заболеваний явилась следствием аварии - весьма сложная задача для медицины и статистики; различными организациями приводятся оценки, различающиеся в де­сятки раз. Считается, что большая часть смертельных слу­чаев, связанных с воздействием радиации, была или будет вызвана онкологическими заболеваниями. Многим мест­ным жителям пришлось покинуть свои дома, они лиши­лись части своего имущества. Связанные с этим проблемы, страх за свое здоровье вызывали у людей сильный стресс, который также приводил к различным заболеваниям.

Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических заболеваний, травм, то сейчас спе­циалистов волнуют и последствия для психосоциального и психического здоровья населения. Специалисты, рабо­тающие с людьми, пережившими катастрофу, обратили внимание на то, что психические последствия катастроф могут быть не менее тяжелыми, чем соматические, и при­водить к серьезным заболеваниям и социальным пробле­мам, как у отдельного человека, так и у групп людей и общества в целом.

Еще в период Первой мировой войны психиатры заме­тили следующее явление: солдаты, не получившие физи­ческих увечий, ранений или получившие незначитель­ные повреждения во время боевых действий, проявляли симптомы некоего заболевания, причину которого не могли установить. У солдат отмечалось угнетенное состо­яние, слабость, истощение, нарушение сна, аппетита, вспышки немотивированной агрессии. Позже было вы­яснено, что причиной этого заболевания является пси­хическое переживание (травма), полученная в ходе боевых действий.

Важно заметить, что природные и техногенные катаст­рофы, локальные вооруженные конфликты, террористи­ческие акты и пр. воздействуют на психику и способствуют возникновению отсроченных и затяжных реакций не толь­ко у непосредственных участников событий, но и у сторон­них наблюдателей, которые, как уже упоминалось, благодаря средствам массовой информации (СМИ) ста­новятся косвенными участниками этих событий. Посколь­ку СМИ реалистично отражают происходящие события, люди вынужденно погружаются в них, являясь как бы их непосредственными очевидцами.

Одним из ярких мировых примеров данного феномена является гибель принцессы Дианы, когда сотни тысяч лю­дей, не будучи ее родственниками, знакомыми либо как-либо причастными к ее гибели, глубоко (вплоть до психотических проявлений) скорбели о кончине Дианы на протяжении длительного времени. Достаточно было про­стого наблюдения за реакцией людей, чтобы понять, что она выходит за рамки обычного в этих случаях для обы­вателей сопереживания и сочувствия. Эта и подобные ей си­туации, по сути, являются проявлением современной действительности, в которой человеку навязывается не только образ жизни, но и форма психических переживаний.

Однако не только катастрофы и военные конфликты оказывают негативное воздействие на психику человека. Развитие технического прогресса и появление новых ви­дов профессиональной деятельности, представляющих высокую опасность, требующих повышенной ответствен­ности и концентрации внимания, так же сказываются на психическом здоровье людей.

До некоторого времени считалось, что в экстремальных условиях труда работают только шахтеры и космонавты. Изменения в жизни общества в последние 10-15 лет при­вели к тому, что число профессий, представители которых работают в экстремальных условиях, увеличилось. Так, профессии пожарного, спасателя, авиадиспетчера, инкас­сатора, работника дорожно-патрульной службы носят эле­менты экстремальности.

В деятельности работников «опасных профессий» су­ществуют два типа условий, при которых работа становит­ся экстремальной:

1) повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное со­бытие (авиадиспетчеры, инкассаторы);

2) так называемые критические инциденты, при кото­рых работники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих (спасатели, пожарные).

Необходимость изучения влияния экстремальных фак­торов на психику человека привела к возникновению и ак­тивному развитию новой сферы психологической науки и практики — экстремальной психологии.

^ Экстремальная психология (ЭП) - отрасль психологи­ческой науки, изучающая общие психологические законо­мерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психоло­гической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от трав­мирующего воздействия психогенных факторов (Психо­логия. Словарь, 1990).

Предметом изучения ЭП является психика, подверга­ющаяся воздействию экстремальных факторов, механиз­мы воздействия экстремальных факторов на человека, закономерности реагирования и переживания, возможные последствия и способы их коррекции.

Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации

Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дальнейшего изучения предмета предлагаем использовать следующие определения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на опре­деленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»).

Экстремальная ситуация (от лат. extremus - крайний, критический) - внезапно возникшая ситуация, угрожаю­щая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Кризисная ситуация(от греч. krisis - решение, поворот­ный пункт, исход) - это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Остановимся подробнее на каждой из приведенных си­туаций.

- Чрезвычайная ситуация

Это объективно сложившиеся условия. Катастрофа уже произошла.

- Экстремальная ситуация

Известная мудрость гласит: «Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% - из того, что мы об этом думаем».

Под экстремальными подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального» че­ловеческого опыта. Иначе говоря, экстремальность ситу­ации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продол­жительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов.

Однако экстремальной ситуацию делает не только ре­альная, объективно существующая угроза жизни для са­мого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каж­дым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внут­реннем, психологическом плане личности.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации. Дефицит необходимой информации или явный из­быток противоречивой информации. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональ­ное напряжение. Воздействие неблагоприятных климатических усло­вий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д. Наличие голода, жажды.

Экстремальные ситуации (угроза потери здоровья или жизни) существенно нарушают базовое чувство безопасно­сти человека, веры в то, что жизнь организована в соответ­ствии с определенным порядком и поддается контролю, и могут приводить к развитию болезненных состояний - травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.

- Кризисная ситуация. Кризис

Кризис является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития как лич­ности, так и группы, общества, человечества в целом.

Кризис возникает в ситуациях, когда усвоенных ранее образцов поведения недостаточно для совладания с обсто­ятельствами. Ситуация кризиса требует выработки новых способов поведения и нахождения новых смыслов жизне­деятельности.

Кризис - это всегда момент выбора из нескольких воз­можных альтернатив, момент принятия решения.

Кризис может возникать в результате внешних обстоя­тельств, некоего травмирующего события (экстремальной ситуации). Последствиями внешнего кризиса могут быть такие состояния, как посттравматическое стрессовое рас­стройство, шоковая травма.

Внутриличностный кризис - это момент перехода чело­века на новую ступень развития (психодуховный, экзистен­циальный, возрастной). Внутренние кризисы неизбежны и, в отличие от внешних, необходимы и желательны. Этот факт человечество знало всегда, что блестяще закодиро­вано в сказках абсолютно всех народов - это всем извест­ная ситуация витязя на распутье. Выбор дальнейшего пути легко дается герою только в сказках, но важно, что избе­жать выбора невозможно, не нужно и даже опасно. Таким образом, кризис - это всегда выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последую­щая жизнь человека. Понимание кризиса и кризисной си­туации в психологии разрабатывалось в рамках психологии личности и психологии развития.

Совсем незаметного переживания внутреннего кризиса не бывает. Однако глубина и сила переживаний у разных людей существенно отличаются и зависят от следующих факторов:

- уровень развития личности (сознания) - чем выше, тем болезненнее кризис;
- социокультурные особенности;
- личностные и характерологические особенности;
- вид кризисного состояния, переживаемого человеком;
- социально-психологические особенности, соци­альный статус.

Внутренние кризисы, имеющие экзистенциальное значение, как правило, связаны с определенными возраст­ными этапами в жизни человека. Поэтому, общаясь с чело­веком, проявляющим «кризисную» симптоматику, важно учитывать его возраст. Основными кризисными периода­ми жизни являются следующие:

- Пубертат (13-15 лет). Связан с осознанием подрост­ком своей идентичности и уникальности. Отражает вхож­дение человека в мир взрослых. Может быть выражен фразой: «Я ищу смысл».

- Кризис самоопределения (29-33 года). Может быть вы­ражен фразой: «Я меняю смысл».

Кризис второй половины жизни (45-55 лет). Человек пребывает в сомнениях по поводу того, что не смог само­реализоваться, достичь желаемого, стать в жизни тем, кем хотел. Наиболее остро переживается проблема конеч­ности жизни, которая может усугубляться в этот период потерей родителей (возникает установка: «Между мной и смертью никого нет»). Этот кризис может быть выражен фразой: «Я теряю смысл».

Некоторые исследователи описывают также кризис по­жилых. Как показывает опыт работы Телефонов доверия, люди пожилого возраста часто являются абонентами служб психологической помощи. Их переживания свя­заны с утратой смысла жизни, потерей родных, друзей, здоровья, профессии, ощущением ненужности и беспо­мощности. Наибольшую остроту для них приобретает проблема одиночества.

Таким образом, кризис может быть не связан с глобаль­ными и широкомасштабными бедствиями и рассматри­ваться как процесс, состояние, характерное для кри­тических периодов в естественном течении человеческой жизни (например, подростковый кризис - «переходный возраст»). Кризис имеет причинно-следственную связь с предыдущим жизненным опытом человека, но не может быть преодолен способами, известными ему из прошло­го опыта.

Например, к намерению совершить самоубийство челове­ка может привести безответная влюбленность, потеря рабо­ты, потеря близкого человека, чувство вины. Ярким примером кризиса как реакции на смерть близкого человека является поведение Жанны Эбютерн - подруги известного итальянс­кого художника Амадео Модильяни. Она преданно ухаживала за больным Амадео. Едва ли не каждую ночь эта мужественная женщина, которая готовилась стать матерью, бегала по всему Парижу в поисках своего мужа - страстного игрока.

На следующий день после смерти Модильяни Жанна, не пролившая ни одной слезинки, выбросилась из окна 6 этажа.

Для Жанны ее любовь была жизненным стержнем, и даже ре­бенок, которого она ждала, не смог восполнить утрату смыс­ла ее существования.

Кризис - некий поворотный пункт человеческой судь­бы, в котором рушатся основы предыдущей жизни, а но­вой еще не существует. К счастью, большинство людей могут справиться с кризисом самостоятельно, причем это утверждение верно и по отношению к жертвам травмати­ческих событий.

- Влияние экстремальных ситуаций на человека

В сознании человека экстремальные и чрезвычайные ситуации резко делят жизнь на «до» и «после». Трудно сде­лать однозначный вывод о том, какой вид ЧС оказывает наиболее тяжелые последствия на психическое состояние людей, а какие переживаются легче — природного проис­хождения или антропогенные.

Существует мнение о том, что чрезвычайные происше­ствия природного происхождения люди обычно пережи­вают гораздо легче, чем антропогенные. Такие стихийные бедствия как землетрясения, наводнения и пр. пострадав­шие расценивают как «божью волю» либо действие без­ликой природы - тут ничего нельзя изменить.

А вот экстремальные ситуации антропогенного харак­тера, подобные трагедии в Беслане, настолько разруши­тельно действуют наличность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации - образ мира. У челове­ка разрушается привычная картина мира, а вместе с ней - вся система жизненных координат.

Среди стихийных бедствий по разрушительному дей­ствию, причиненному ущербу и числу жертв первое место по данным ЮНЕСКО занимают землетрясения. Земле­трясения разрушают искусственные сооружения, дома, здания, возводимые человеком. Кроме того, во время зем­летрясений могут происходить горные обвалы, оползни, пожары, приносящие большие разрушения и представля­ющие угрозу для жизни людей.

К специфическим последствиям землетрясения, свя­занным с психическим состоянием людей, можно отнес­ти развитие реакций дезадаптации, возникновение фобических расстройств, связанных со страхом находить­ся в зданиях (например, девочка 9 лет, пережившая зем­летрясение в Корякин весной 2006 г., отказывалась заходить в здание школы, где была временно размещена ее семья, плакала, вырывалась, убегала на улицу); стра­хом повторных подземных толчков (у людей, пережив­ших землетрясение, часто бывает нарушен сон, так как их состояние характеризуется тревогой и ожиданием по­вторных толчков); опасениями за жизнь своих близких. Степень тяжести последствий стихийных бедствий в каж­дом случае необходимо оценивать индивидуально. Для одного человека — землетрясение, разрушение дома, эва­куация, смена места жительства может стать крахом все­го, вызвать острые переживания и тяжелые отсроченные последствия, для другого — лишь стать возможностью начать новую жизнь.

Из антропогенных ЧС, по мнению ряда исследовате­лей, максимально психотравматичной является ситуация заложничества. Это обусловлено существованием реаль­ной перспективы смерти для заложников, переживания­ми чувства парализующего страха, невозможностью противодействовать террористам в сложившихся обсто­ятельствах, отрицанием самоценности жизни и личнос­ти заложника. Такие ситуации порождают, как у самих пострадавших, так и в социуме вообще, большое коли­чество агрессивных реакций, тревожных, фобических расстройств.

Таким образом, невозможно однозначно поделить чрез­вычайные ситуации по степени тяжести. Каждая ситуация имеет свою специфику и особенности, свои психические последствия для участников и свидетелей, и переживает­ся каждым человеком индивидуально. Во многом, глубина этого переживания зависит от личности самого человека, его внутренних ресурсов, механизмов совладания.

- Субъекты экстремальной ситуации

Большое значение для оценки и прогнозирования пси­хических последствий имеет факт того, был ли человек не­посредственно участником ЧС, оказался ли ее свидетелем или в результате ЧС пережил потерю близкого или род­ственника. В соответствии с характером воздействия не­гативных факторов чрезвычайной ситуации все люди, подвергшиеся воздействию этих факторов, условно под­разделяются на следующие группы.

- Первая группа - это специалисты.Люди, оказывающие помощь пострадавшим, принимающие участие в ликви­дации последствий ЧС. В ситуации выполнения профес­сиональных обязанностей, связанных с помощью другим людям, эмоциональные переживания ощущаются как приглушенные, специалист в первую очередь ориенти­рован на выполнение задачи. Часто это беспокоит спе­циалистов. Один спасатель рассказывал: «Как же так? Я совсем ничего не чувствую. Я вижу ужасные картины, смерть, горе людей, и меня это не трогает. Все ли со мной в порядке?» В основе этого явления лежит механизм пси­хологической защиты - диссоциация (взгляд на ситуа­цию извне, со стороны, без личной эмоциональной вовлеченности), часто проявляющийся в том случае, если человек по роду своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с болью и страданиями других людей. Такая реакция считается нормой. Однако не все­гда работа в экстремальных условиях проходит для спе­циалистов бесследно. На отсроченных последствиях работы в условиях чрезвычайных ситуациях мы более под­робно остановимся в следующих главах.

- Вторая группа - жертвы.Люди, пострадавшие, изоли­рованные в очаге чрезвычайной ситуации (заложники, люди под завалами, на крышах затопленных домов и т.д.). Как правило, люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, потратили много сил на борьбу за жизнь и уже сам факт того, что они остались живы, является для них огромным ресурсом для дальнейшего преодоления ситуации и воз­вращения к нормальной жизни.

Психические реакции этой категории людей после ка­тастрофы можно разделить на четыре стадии:

- первая стадия — героизм (альтруизм, героическое по­ведение, желание помочь другим людям и выжить самому);

- вторая стадия — «медовый месяц» (чувство гордости за то, что выжил и преодолел все опасности);

- третья стадия — разочарование (гнев, разочарование: «мне казалось в моей жизни все должно измениться, а все осталось по-прежнему, о моем подвиге все забыли, только я помню о нем», крушение надежд);

- четвертая стадия — восстановление (осознание, что необходимо налаживать быт, возвращаться к своим обя­занностям).

Застревание на какой-либо из стадий приводит к воз­никновению или «синдрома героя», который можно опи­сать следующими словами: «Я пережил то, что никто из вас не переживал, вы меня никогда не поймете, вы все дети» и т.п., в результате возможны проявления асоциального по­ведения (вспышки агрессии, угроза жизни других), алко­голизация, суициды, или возникновение «синдрома жертвы»: «Меня никто не понимает, я одинок в своих страданиях». Хотя большая часть людей в итоге самосто­ятельно или с помощью специалистов возвращаются к нормальной жизни.

- Третья группа - пострадавшие(материально или физи­чески). Люди, потерявшие своих близких или не имеющие информации об их судьбе, лишившиеся своих домов, иму­щества и т.д. В этой группе наблюдаются наиболее тяже­лые эмоциональные реакции, длительные негативные переживания. Пострадавшим особенно трудно смириться с постигшим их горем, адаптироваться к изменившимся условиям жизни. В этой группе выявляется наибольшее количество отсроченных психических последствий, о ко­торых мы будем говорить в последующих главах.

- Четвертая группа - очевидцы или свидетели.Люди, про­живающие или оказавшиеся в непосредственной близос­ти к зоне ЧС.

- Пятая группа - наблюдатели(или зеваки). Люди, по­лучившие информацию о происходящем и прибывшие на место.

Степень травматизации людей в этих двух группах во многом зависит от их личностных особенностей и нали­чия травматических ситуаций в прошлом. Для одних ту­шение пожара в жилом доме станет лишь любопытным, захватывающим зрелищем, у других может вызвать пси­хические (страхи, неврозы) и соматические (обострение хронических заболеваний, бессонница, головные боли) нарушения.

- Шестая группа - телезрители.Люди, получающие ин­формацию о ЧС и следящие за развитием ситуации с по­мощью средств массовой информации (СМИ). Неоспорим тот факт, что люди должны получать информацию о со­бытиях. Однако специалистам известно немало случаев негативных психологических последствий освещения СМИ чрезвычайных ситуаций. Часто эмоциональная ок­раска репортажей носит чрезмерно негативный, трагич­ный, подчеркнуто пессимистичный характер.

Как пример можно привести освещение СМИ терро­ристического акта, совершенного в октябре 2002 г. в зда­нии, где шло представление мюзикла «Норд-Ост». Миллионы людей были эмоционально включены в ситуа­цию практически круглосуточной трансляцией с места событий. Особенность этой ситуации состояла и в ее дли­тельности (несколько суток). Мало кого события тех дней оставили равнодушными. Впоследствии люди обраща­лись за помощью к специалистам с жалобами на страхи, тревогу за себя и за своих близких, нарушение чувства бе­зопасности, подавленное состояние, плохое физическое самочувствие, актуализацию травматического опыта, по­лученного ранее.

Выводы

Актуальными вопросами психологии экстремальных ситуаций - новой, но быстро развивающейся отрасли пси­хологической науки - являются изучение психосоциаль­ных последствий катастроф, влияние их на психическое здоровье населения и разработка методов минимизации та­ких последствий.

Экстремальные ситуации возникают во всех областях человеческой жизни; каждый человек в своей жизни по­падает в целый ряд ситуаций, которые для него являются экстремальными. Эта книга, в первую очередь, адресова­на спасателям и пожарным, специалистам, чей професси­ональный долг - помощь людям, попавшим в беду. Важно, чтобы специалист, встречающий человека, переживающе­го трагическую ситуацию, знал, что с ним происходит и как он может ему помочь. Не менее важно для специалиста в сложных условиях профессиональной деятельности уме­ние сохранить собственное физическое и психическое здо­ровье. Мы очень надеемся, что это учебное пособие послужит этому.

mybiblioteka.su/