Бастион

"Бастион" - это курсы спецподготовки журналистов, работающих в экстремальных условиях и горячих точках.

"Иммерсивная" журналистика: эффект присутствия

"Иммерсивная" журналистика: эффект присутствия

13.05.2015

Одно из самых дорогостоящих и современных направлений современной журналистки - “иммерсивная” журналистика. Да, это требует специальной подготовки репортеров и специального оборудования, но это совершенно иная журналистика.


“Я стою посреди улицы сирийского города, когда взрывается бомба. Звон в моих ушах настолько громкий, что я едва слышу крики, нетвердо ступая сквозь дым. Я опускаю глаза - мужчина прижимает к себе лежащее на тротуаре окровавленное тело любимого человека. Остальные люди ищут укрытие. Я снимаю очки виртуальной реальности”.

“Я никогда не бывал в Сирии. Никогда не попадал под террористическую атаку. Никогда не испытывал растерянности и страха, не терял веру в человечество перед лицом бессмысленного насилия. Но теперь я знаю хоть немного, каково это. И это вызывает у меня желание помочь”, - описывает опыт знакомства с проектами Нонни автор на techcrunch.com.


Именно таким образом работает “журналистика с эффектом присутствия”, или журналистика “погружения” - термин, который используется в последнее время для описания новых форм подачи материала. Таких, где, благодаря современным технологиям, пользователь становится частью истории, участником событий.


Прием вовлечения читателя или зрителя в рассказ не нов и давно знаком, особенно в тележурналистике - это материалы, поданные с точки зрения “я” перевоплотившегося журналиста, меняющего профессию, бегущего вместе с участниками марафона, летящего с командой парашютистов, путешествующего по странам и континентам, находящегося в “горячей точке”.


Но технологии шагнули далеко вперед и средневековые методы подачи информации работают неэффективно, появление таких устройств, как, например, Oculus Rift (шлем виртуальной реальности) делает возможным вообще убрать из истории посредника - каждый может пережить и прочувствовать происходящее непосредственно, без помощи журналиста. Задача последнего оказаться в гуще событий и… уцелеть. Как к примеру, при подготовке репортажа о катании ученых на лаве вулкана на Камчатке. Сначала это был научный эксперимент, а теперь стало суперэкстремальным видом спорта, требующим первоклассной экипировки, выдержки и везения. Пока подобного репортажа еще не было.


Нет пока и репортажей с новых видов спорта, как например по прыжкам на батут (это вместо воды) с высот недоступных прыгунам в воду по физическим и физиологическим причинам.


От репортеров для таких сюжетов требуется специальная физическая подготовка, здоровье и черты характера присущие только настоящим экстремалам.



3D-реальность качественно воссоздает окружающее пространство с документальной точностью,читатель, зритель пользователь двигается, видит и слышит окружающий мир “изнутри”. В зависимости от концепции материала, участник может оставаться собой или оказаться в роли реально существовавшего действующего лица. Это больше похоже на компьютерную игру, в которой, однако, уже ничего нельзя изменить. Только сопереживать, наблюдать и слушать. Но, можно остановиться и разглядеть детали.

Это больше чем развлечения для подростков, и не просто документальное кино.В качестве примеров иммерсивной журналистики сегодня чаще всего приводят работы Нонни де ла Пенья (Nonny de la Peña), бывшей корреспондентки Newsweek, автора The New York Times.


Mediakritika.by: Среди фильмов Нонни де ла Пеньи, созданных для просмотра в специальных 3D-очках, “Проект Сирия”, рассказывающий о детях-беженцах из Сирии, а также “Голод в Лос-Анджелесе” о людях, получающих помощь в виде продуктов питания в США.


Зрители в 3D-очках или с помощью 3D-мониторов могут свободно перемещаться по плану, выбирать точку обзора и место, в котором они хотят находиться, но не могут повлиять на последовательность сцен и итог сюжета.


Кроме войны и спорта, есть и мирная журналистика присутствия. Например еще работа в формате журналистики с эффектом присутствия – “Урожай перемен” (Harvest of Chang), создана медиакомпаниями The Des Moines Register и Gannett Digita. Пользователи в Oculus Rift могут побывать на ферме в Айове и узнать больше о сельском хозяйстве лично.


Simfort.ru